Автор: Meteo (http://capoeira.com.ua/)
Краткая история капоэйры

В 1500 году португальцы, во главе с первопроходцем Pedro Alvarez - ом Cabral - ом, прибыли в Бразилию. Одной из первых их целей было поработить местное население, бразильских индейцев, чтобы получить дешевую рабочую силу. Однако проба превращения в рабов дикарей была обречена на неудачу. Индейцы быстро умирали в плену, или убегали. Тогда португальцы и начали привозить рабов из Африки. На другом конце Атлантического океана ловили свободных мужчин и женщин, грузили их в грязные карабли рабовладельцев и отправляли их в кошмарную дорогу, которая для большинства из них обозначала окончатильную неволю.

Африканцы прибывали сначала сотнями, а потом тысячами (в сумме около 4 милионов). Три самые большие группы были основой бразильского общества рабов: группа из Судана, состоящая в основном с людей с племени Йоруба и Дахомей; магометанская группа с Гвинеи-Судана, с племени Малезии и Хаусы; группа Банту, из Конго, Кимбунда и Касанес с Анголы, Конго и Мозамбика.

Существует теория, что капоэйра берёт своё начало именно из группы Банту. Рабы привезли в Бразилию свою культуру, которая не хранилась в музеях, но в теле, разуме, серце и душе. Эта культура передавалась от отца к сыну поколениями. Это было и candomble', религия; berimbau, музыкальный инструмент; vatapa, блюдо; и множество других вещей. Образ жизни.

Голандцы окупировали часть северно-восточных районов Южной Америки в 1624 - 1654 годах. Рабы попытались вернуть себе потерянную свободу, когда голандцы атаковали португальскую колонию нападая на города и плантации вдоль северно-восточного побережья, концентрируя атаку на Рэсифэ и Салвадоре. С каждой голландской атакой охрана плантаций и городов слабела. Воспользовавшись этим, рабы убегали и прятались в лесах. Многие из них после побегов основали независимые поселения - quilombos (киломбос).

Quilombos сыграли очень важную роль в развитии капоэйра. Существовало, как минимум, десять главных quilombos, имеющих собственные общественно-экономические структуры и ведущих торговлю с соседними городами. Quilombo dos Palmares, находящееся на границе штата Alagoas, успешно оборонялось 67 лет отбив атаки почти всех военных экспедиций. Из-за постоянной угрозы капоэйра стала боевым исскуством жителей quilombos. Капоэйра того времени, была слабо развинутым боевым исскуством, и может быть таким бы и осталась, если бы не вышла за границы quilombos.

С 1814 года, капоэйра, как и остальные формы африканской культуры, были репрессионированны и запрещенны властью. До 1814 года тем-не менее запрета не было, так-как культура изпользовалась как разделитель между разными африканскими группами, согласно правилу "разделяй и властвуй". Однако с прибытием в Бразилию в 1808 году португальского короля Яна VI, спасающегося там от армий Наполеона Бонапарта напавших на Португалию, рабовладельческая политика поменялась. Прибывшие понимали, что бы уничтожить народ, надо в первую очередь уничтожить его культуру. С того времени капоэйру стали преследовать. В 1892 году капоэйру запретили юридически.

Почему преследовали капоэйра? Было много поводов. Во-первых она давала африканцам чуство единства. Люди занимающиеся ею, увеличивали чувство собственного достоинства. Капоэйра создавала маленькие, лояльные группы. Также, капоэйра создавала опасных и хитрых войнов. Иногда рабы калечились во время занятий капоэйра, что для их хозяев не было желательным с экономической стороны.

Стоит заметить, что существует множество других теорий пытающихся объяснить произхождение капоэйра. Согласно одной из них, очень распространенной, капоэйра была боевым исскуством, которое скрывалось под видом танца, чтобы надсмотрщики не могли увидеть единоборство. Однако, это мало вероятно, так как с 1814 года, когда африканскую культуру стали истреблять, другие формы африканского танца запрещались на равне с капоэйра, так что маскировать капоэйру под видом танца не было смысла.

Другая теория гласит, что племя Mucupe с восточной Анголы имело некий инициирующий ритуал (efundela), когда девушки официально становились женщинами, по этому случаю молодые войны организовывали N'golo, или танец зебр, т.е. сражение-танец войнов. Согласно этой теории, N'golo и была капоэйра. Теория была представлена Camarа Cascudo ("Folclore do Brasil", 1967), но год спустя Waldeloir Rego ("Capoeira Angola", Editora Itapoan, Salvador, 1968) в своей книге упомянул, что к этой "странной теории" мы должны относиться осторожно, пока она не станет в конце концов доказана (что однако никогда не случилось). Если N'Golo действительно существовал, это был один из множества танцев, которые повлияли на создание ранней капоэйра.

Ещо одна теория связывет Zumbi (Зумби), легендарного лидера Quilobmo dos Palmares (поселения основанного беглыми рабами), с началом появления капоэйры. Однако нет никаких весомых доказательств, чтобы принять данную теорию за действительную.

Все эти теории становятся очень важными, если мы попытаемся понять миф окружающий капоэйру, но они не могут быть приняты как исторические факты, пока существуют несоответствия между фактами и мифом, которые мы имеем не сегодняшний день. Возможно, что с дальнейшими исследованиями, теория представленная нам, т.е. капоэйра как смесь различных африканских танцев и боевых исскуств, которые в восемнадцатом столетии появлялись в Бразилии, в будущем тоже будет отвергнута.

Одновременно с подписанием Золотого Права в 1888 году отменившего рабство, рабы получили свободу, но к сожалению не могли найти себе места в существующем общественно-экономическом строе. По этому capoeirista (практикующий капоэйра) со своим знанием боевого исскуства, чувством собственной значимости и индивидуальности, быстро становился преступником, и капоэйра приняла криминальную окраску вместе с ним. В Рио де Жанейро, где капоэйра развивалась исключительно как боевое исскуство, создавались преступные группировки, терроризирующие граждан. В скором времени, когда страна стала из Бразильской Империи Бразильской Республикой, группировки капоэйристов использовались политическими лидерами обоих лагерей (монархистами и республиканцами), с целью срыва собраний своих противников. Палки, ножи и пружинные ножи стали дополнением, к техникам капоэйра.

В штате Баия капоэйра разивалась как ритуал, танец, боевое исскуство и игра, а беримбау стал неотлучимим инструментом, который управлял ритмом в Родах, которые организовалась в тайных местах, так как капоэйра была запрещена первой конституцией Республики Бразилии (1892).

В начале двадцатого века, капоэйрист идентивицировался в Рио как преступник и злодей. Неважно, был он белым, черным или мулатом - он был экспертом в использовании ударов ногами (golpes), подножек (rasteiras) и ударов головой (cabecadas), а также использавании острых предметов. В Рэсифэ капоэйра была связана с главными музыкальными группами города. Во время карнавала, сильные войны капоэйра вели группы по улицам этого города, а когда две такие группы встречались, образовалась кровавая бойня. В Баие капоэйрист так-же часто считался преступником.

Репресии продолжались. Капоэйра как боевое исскуство медленно иссчезала в Рио и Рэсифэ, оставаясь только в Баие. Именно в это время появились легендарные капоэйристы, такие как Besouro Cordao-de-Ouro в Баие, Nascimento Grande в Рэсифэ и Mundaca de Praia в Рио, которые известны и по сей день. Besouro жил в Santo Amaro de Purificacao в Баие, и был учителем Cobrinha Verde. Besouro боялись не только как капоэйришта, но и как обладателя corpo fechado (человек, который через некие магические ритуалы получает полную неуязвимось на удары, нанесенные оружием). Легенда гласит, что он попал в засаду. Он не умел читать и сам принес записку со своим смертным пригавором, думая, что там информация, которая поможет ему найти работу. Его убили деревянным ножом, который был закалдован с помощю магии, специально чтобы снять его corpo fechado.

Из всех предводителей карнавальных групп, Nascimento Grande был самым славным. Некоторые говорят, что его убили во время полицейских чисток в начале 1900-тых, но другие утверждают, что он переехал в Рио де Жанейро, у умер там в глубокой старости.

Munduca de Praia pochodził ze wcześniejszego pokolenia (lata 1890te) i zawsze ubierał się w niezwykle elegancki sposób. Rzekomo miał własny sklep rybny i żył bardzo wygodnie. Był również jedną z tych osób, które miały kontrolę nad wyborami w regionie gdzie mieszkał. Podobno miał dwadzieścia siedem kryminalnych rozpraw przeciwko sobie (za napad, walkę nożem, itd.), jednak był zawsze uniewinniany ze względu na swoje znajomości oraz na polityków dla których pracował.

Двумя самыми важными личностями двадцатого столетия были без сомнения Mestre Bimba и Mestre Pastinha. Они так важны для истории капоэйра, что стали мифологическими предками всех практик капоэйра. Большинство с того, чего в сегодняшние дни капоэйришта пытается добиться, он обязан именно им и тому, что они собой представляли.

В 1932 году в Салвадоре, Mestre Bimba (Manuel dos Reis Machado) открыл свою первую академию капоэйра. Он обучал стилю, который он называл "региональной борьбой Баии", далее называющийся Capoeira Regional (Капоэйра Хежионал) (более быстрый и агрессивный чем традиционный стиль Capoeira Angola). Легальное открытие академии стало возможным из-за поддержки националистического президента Getulio Vargas-a, который хотел популяризировать капоэйра, как чисто бразильский вид спорта. Несмотря на то, что Bimba открыл свою школу в 1932, ее открытие провозгласили в 1936 году, когда ее официально зарегистрировали. Власти Getulio Vargasа разрашили практику капоэйра, но только в определенных местах. Совместно с открытием академии, началась новая эра в истории капоэйры, т.к. ей обучались также дети обеспеченных жителей Салвадора. Бимба эффективно практиковал капоэйру всю свою жизнь. Он даже планировал выступить с показательныв выступлением в день своей смерти, 5 февраля 1974 года.

В 1941 году, Mestre Pastinha (Vincente Ferreira Pastinha) открыл свою школу капоэйра ангола. Mestre Pastinha стал известен как "Философ Капоэйра", по поводу своих безчисленных афоризмов. К сожалению, власти в скоре закрыли его академию, из-за ремонта в Largo do Pelourinho, старой крепости где находилась его школа. Ему пообешали новую школу, но власти так и не сдержали данного слова. Последние года своей жизни он провел в одиночестве, и умер в 1981 году в возросте 92 лет.

Капоэйра разрасталась последние пятдесят лет. Она стала окончательно принята обществом Бразилии. Начали появляться соревнования и академии капоэйра. В 1972 году капоэйра официально стала Бразильским народным видом спорта. Была создана бразильская федерация капоэйра. Заданием федерации является развитие и поддержка капоэйра, а также объединение различных школ в Бразилии.

Как капоэйра практикуют сегодня? В основном все начинается с музыкантов играющих на беримбау, атабак, пандейру, аго-го и рэко-рэко. Музыканты становятся в центральной точке (pe' da) обозначающей изголовье круга (Roda - чит. Хода). Роду образуют капоэйриштас или публика, стоящая или сидящая по кругу. Все поют песни на португальском языке. Двое входят в игру у pe' da Roda, часто колесом (au). Когда они в середине, они играют друг с другом с помощью прыжков, ударов, стоек на руках или голове и других техник. Такая игра может быть как приятная, так и опасная. Музыка играет огромную роль в создании соответствующей атмосферы игры. Характер игры в Хода (быстро или медленно, дружески или агрессивно) зависит от ритма и песен.

Капоэйра вышла за границы Бразилии и становиться все более популярной в других странах. Капоэйра может нравится по многим причинам, но самым главным является это, что данное исскуство способно околдовать своей красотой. Капоэйра это и танец и боевое исскуство. Для капоэйришта не только важно тело, но и разум и душа. Он должен уметь играть на разных инструментах и петь.

Источник http://capoeira.com.ua/capoeira.php?i=1
Copyright текст : Meteo
Коррекция: Sheepdog



  l  

dp

все

kak

foto

inbi

mate

Dr. Jazz

kapoeira


ямка

гостям

            © schew  
Хостинг от uCoz