Кандомбле.

журнал "Вокруг света"

Половина жителей бразильского города Сан-Сальвадор-да-Баия-ди-Тодус-ус-Сантос исповедует странную и загадочную религию кандомбле. Что это такое на самом деле, не совсем понятно, поскольку эта смесь африканских верований, католицизма и индейских представлений о мироустройстве вышла из подполья лишь около двадцати лет назад. До этого на протяжении столетий любые попытки проповедовать кандомбле пресекались бразильскими властями самым жестоким образом.

Самая простая, видимая часть кандомбле - это ее боевое ответвление капоэйра. Сегодня во многих местах Сальвадора - в старых кварталах или возле центрального рынка в нижнем городе - можно увидеть необычных танцоров или гимнастов или акробатов, которые за небольшую плату показывают собравшимся свои хитроумные пляски. Приглядевшись повнимательнее, начинаешь понимать, что это вовсе никакие не танцы, а самое настоящее боевое искусство. Движения спортсменов отличаются филигранной точностью и необычайной пластикой, в которой явственно читаются сокрушительные удары.

Снимать здесь строго запрещено. Мафия не очень любит, чтобы вокруг капоэйры поднимался лишний шум. Как это ни прискорбно, но большинство бойцов связано с организаторами подпольных гладиаторских боев. Очень часто подобные схватки оканчиваются смертью одного из соперников, так что сами понимаете… Но за умеренную плату съемочной группе программы "Вокруг света" все-таки удалось договориться с этими крутыми парнями. И тем не менее чувство постоянной опасности уже не оставило нас до конца съемок.

Что же такое кандомбле и капоэйра, и откуда они взялись в Бразилии? С самого начала португальские колонизаторы привозили в эти места сотни тысяч рабов. Сальвадор был первой столицей государства на протяжении 200 лет, причем как раз во времена расцвета рабства. Чернокожие невольники не покладая рук работали на бескрайних плантациях сахарного тростника. Это сладкое растение было завезено в Бразилию с острова Мадейра и стало настоящей золотой жилой для жадных до легких денег колониальных властей.

Основными источниками пополнения живой силы для латиноамериканских фазендейро стали доступные португальцам земли в Африке, в первую очередь Ангола, Судан и Нигерия. Так вот и получилось, что древние боги йоруба были завезены на американскую землю в трюмах каравелл и галеонов вместе с рабами и невольниками. Конечно, весь живой товар по прибытии на новую родину тут же обращался в правильную веру, но новоявленные христиане совсем не торопились забывать свои традиции. Днем практически все чернокожие Бразилии были добропорядочными католиками, а ночью они внезапно превращались в адептов кандомбле. И продолжалось это столетиями. Таким образом, определить точное число истинных сторонников этой черной веры сегодня не представляется возможным. Может быть, именно поэтому Баию уже давно называют штатом всех святых или страной Ориши - главного африканского божества большинства бразильских невольников.

Культовые обряды кандомбле совершают в специальных, очень часто засекреченных домах - терейро. Причем происходят службы 365 дней в году, поскольку каждый день посвящен своему строго определенному божеству. Жрецов и жриц кандомбле называют паи де санто или ме де санто, то есть отцом и матерью богов. В свою очередь, всех участников церемонии называют дочерьми и сыновьями богов. Они должны беспрекословно подчиняться жрецам и выполнять все их требования. Это касается не только повторения ритмичных жестов и движений, но и употребления напитков и еды, причем часто весьма сомнительного свойства. Все это сопровождается гипнотическими звуками: атабаке - барабана, кашиши и пандейро - погремушки и бубна, а также беримбао - однострунного инструмента с сушеной тыквой вместо резонатора.

Замысловатые кругообразные пляски могут продолжаться несколько часов подряд. Причем со временем их темп не только не ослабевает, а, наоборот, ускоряется. В результате многие участники церемонии впадают в транс. У них появляются галлюцинации и видения, начинаются конвульсии. Считается, что в них вселилось божество, в честь которого и проводится все действие.

Интересно, что опять-таки ради конспирации все африканские божества получали христианских двойников, что еще больше запутало ситуацию. Например Огун, бог войны, трансформировался в Святого Георгия, богиня моря Йеманжа в Деву Марию, Эшу - главный демон черной магии, в Сатану, Ибежи - покровитель близнецов в Святых Козьму и Домиана. В зависимости от районов страны эти пары также могут меняться. В общем, если кто-нибудь в Сальвадоре скажет вам, что будет молиться Святому Георгию, то это ровным счетом ничего не значит. Может так случиться, что этот человек является жрецом Ошосси - богини охоты. Надо сказать, что кроме капоэйры в кандомбле существует еще одно боевое ответвление - макулеле: схватка на мечах или длинных ножах. Выглядит она также весьма эффектно, однако встречалась гораздо реже, чем капоэйра, поскольку рабам, естественно, запрещалось иметь оружие. Тех же, кто начинал выяснять отношения, используя ножи для рубки тростника, жестоко наказывали.

А вот кувырки и кульбиты, стойки на руках и дерганья ногами выглядели как простая забава. Боевые тренировки, замаскированные под ритуальные танцы, не вызвали у надсмотрщиков особого неудовольствия. Рабы могли спокойно разбираться между собой, не навлекая на себя гнев хозяев.

В наши дни кандомбле превратился в сложнейший комплекс магических ритуалов, течений и направлений. Например, злая форма называется кимбанда, а смесь со спиритизмом - умбанда. Это разновидность белой магии. Разобраться во всех тонкостях кандомбле чужаку практически невозможно. Чтобы понять их, надо родиться и вырасти на этих улицах, пересечения которых, кстати, по представлениям умбанды, являются священными местами, поскольку образуют в плане крест. В любом случае, можно сказать, что смешение всевозможных религиозных понятий и верований превратило первую столицу Бразилии Сальвадор в одно из самых мистических мест на земле.



  l  

dp

все

kak

foto

inbi

mate

Dr. Jazz

kapoeira


ямка

гостям

            © schew  
Хостинг от uCoz