|
"Разбор полетов"
На нашем кубанском форуме в разделе спорт некогда создали мы темку, она была, туда заходили, спрашивали немного, но серъезных вопросов и ответов небыло. Если и было что-то солидное, то не более двух-трех сообщений. А тут появилась какая-то девочка Humo, которая стала задавать вопросы, которыми расшевелила нашего Пашку, за что ей отдельное спасибо!!
Сначала думала сделать из его ответов что-то вроде статьи, но потом решила, что так даже лучше, в форме диалога легче читается, на мой взгляд! (: Из диалога вырезано все, не относящееся к капоэйре.
Так вот, эта девочка попросила рассказать что такое капоэйра, а потом, узнав, что Паша занимается также айкибудо, решила узнать, как он сочитает эти два искусства:
Humo
Я понимаю, что сильно отличается, но не думаю что очень легко совмещать его с капоэйрой, т.к. там действительно разный настрой...
Почему тогда айкибудошек привлекла капоэйра?
Muad Dib
Попробую обрисовать ситуацию: айкибудо - один из стилей айкидо, и его основной принцип заключается в правильном моменте реагирования на движение противника, на его импульс, который берется в качестве отправной точки для выполнения какого-то технического действия. Принцип, лежащий в основе капоэйры, весьма сходен: там ты тоже выстраиваешь свой рисунок движений, исходя из движений противника, так же реагируешь на его импульс. Идеальным состоянием системы "я - противник" и в айкибудо, и в капоэйре является такое ее состояние, когда она описывается уже как "я - партнер". В айкибудо такое состояние выражается термином "айки", что переводится приблизительно как "гармоничная энергия", в капоэйре это "аше", которое преводится просто как "энергия". Далее. Айкибудо с его строгим этикетом, массой условно-ритуальных моментов требует от практикующего предельной серьезности, сосредоточенности, дисциплинированности и собранности. Капоэйра же делает основной акцент на раскованность, свободу движения, отказ от догм, легкость и нешаблонность восприятия. Для простоты обзовем концепцию айкибудо "серьезностью", а концепцию капоэйры "веселостью". Так вот, эти два противоположных момента, по сути дела, дополняют друг друга, как Инь и Янь. "Серьезность", не наполненная "веселостью", ведет к скованности, зажатости, неспособности легко "соскальзывать", то есть переходить от одной техники к другой, если вдруг что-то пошло не так. "Веселость", не оформленная "серьезностью", легко превращается в несобранность, расхлябанность и приводит к неспособности контролировать себя, а как следствие - и оппонента. Что же получается? Беру капоэйристскую "веселость", добавляю момент легкости, игры в рандори (свободную технику) айкибудо, отпускаю себя, сохраняя точность при выполнении техник - и в результате не возникает вопросов, как лучше войти в движение и что делать, если техника вдруг не пошла. Входы получаются сами собой, техники выходят легкими, "скользящими". Или же беру айкибудошную "серьезность", добавляю момент собранности, четкости в жога (игра-поединок) капоэйры, сохраняя вариативность и свободу движений - и в результате не теряю контроля над собой и партнером, удачно "вписываюсь" в его движения, не получая ударов и вовремя останавливая (если необходимо) свои.
Поначалу, конечно, было сложно совмещать айкибудо с капоэйрой, выглядело это чем-то наподобие локальной микрошизофрении, эдакий тумблер в голове: щелк - и я серьезный и собранный самурай, щелк - и я веселый и раскованный капоэйрист. Но со временем пришло понимание, что в обоих искусствах должны присутствовать оба аспекта, и то, что каждое из них делает акцент на каком-то одном из этих аспектов, выделяет его, содержа второй в скрытой, неявной форме, лишь облегчает постижение каждого из этих аспектов. Таким образом, айкибудо и капоэйра органично дополняют друг друга.
Humo
Муад Диб, спасибо большое! Все достаточно четко разложено по-полочкам!
А что для тебя "ближе", скажем так?
Хороший термин, мне понравился - "локальная микрошизофрения" :))
Не мешала ли в начале обучения серьезность в капоэйре, а веселость в айкибудо?
Если можно, оцени своих занимающихся?
Muad Dib
Что ближе? Ну, если будет поставлен вопрос - выбрать четко и неоднозначно что-либо одно, айкибудо или капоэйру... пошлю в пень поставившего. Не мыслю себя ни без одного, ни без другого. Мне более свойственны спокойствие и сосредоточенность, самоуглубленность, что не мешает, тем не менее, с удовольствием "играть на публику", получать удовольствие от внимания возможных зрителей.
В начале обучения скорее мешала серьезность в капоэйре, ибо она проявлялась именно как зажатость, скованность (в частности, я достаточно долго воевал с привычкой слишком сильно поднимать и напрягать плечи). Веселость в айкибудо я стал привносить уже тогда, когда понял момент взаимодополняемости, поэтому там проблем не возникало.
Насчет оценки занимающихся - затрудняюсь что-либо сказать... Оценить в каком плане - техническом, психологическом, каком-то еще? Ну, кое-что сказать все же могу: в большинстве своем это люди по-настоящему увлеченные, по-хорошему "больные" тем, что делают. В какой-то мере, мне думается, в этом проявляется специфика того искусства, которым мы занимаемся. Капоэйра очень экстравертна, здесь не принято скрывать или подавлять свои эмоции, и эта атмосфера легкости, открытости и общения, когда в нее попадаешь, мягко, исподволь, но все же достаточно быстро захватывает тебя, пронизывает все твое существо. На самом деле это нормально для человека - легко и свободно общаться с себе подобными, узнавать что-то новое, примерять на себя чей-то еще взгляд на мир, просто мы об этом как-то забыли. Капоэйрой нельзя заниматься по вторникам, четвергам и субботам, просто для здоровья, из нее никогда не получится фитнесса - ты или капоэйрист, или нет, и если ты капоэйрист, то это подразумевает соответствующий образ жизни. Я помню, какими они приходили - настороженные, принюхивающиеся, "просто посижу-погляжу, и если что - свалю", и какими они становились уже через 3 месяца - капоэйристами до мозга костей (не по технике, конечно, о сколь-нибудь заметном овладении техникой можно говорить, дай Бог, если через год), капоэйристами по духу - уже друг другу все свои, неважно, чем ты занимаешься по жизни - все равно ты один из нас.
Humo
Получается так, что раньше ты бы спросившего к пню не отправил, а выбрал айкибудо, сейчас же - это почти одно целое...
Трудно достаточно это представить, вещи почти что противоположные.
Если капоэйра направлена на более открытых людей, не трудно ли будет интровертам? Такие люди замкнуты в себе и боятся показывать свои чувства и эмоции...
Думаю, что есть ребята, которые ходили, но по каким-то причинам перестали заниматься. Не спрашивал ли их, какое у них отношение к капоэйре, изменилось ли, и в какую сторону?
А как быть с капоэйристами из других городов? Как с ними происходит общение?
Muad Dib
Раньше - когда не знал капоэйры - выбрал айкибудо (айкидо, если быть точным), о чем ничуть не жалею. Что делать, на то мы и конечные существа, чтобы включать в свои дейстивя момент историчности, исходить из меняющихся обстоятельств. В этом ключ к спасению, если верить Августину Аврелию:))
Не совсем так. Капоэйра не направлена на более открытых людей, она ОТКРЫВАЕТ их. С интровертами, конечно, несколько сложнее, для них осознание того, что нет ничего постыдного в проявлении своей эмоциональности, растягивается на несколько более долгий срок. Но, как я уже говорил, это происходит само собой, без какого бы то ни было насилия, постепенно и исподволь. И, что самое интересное, изначально интровертные люди в итоге демонстрируют заметно большую глубину погружения в капоэйристскую атмосферу, что, на мой взгляд, нисколько не удивительно, ибо их эмоциональность, пожалуй, даже сильнее, чем у экстравертов, она постоянно ищет выхода, и капоэйра этот выход предоставляет - в таких условиях, где это не только не считается чем-то неприемлемым, но, напротив, всячески приветствуется. Это можно обрисовать примерно следующим образом: регулярно погружаясь в атмосферу всеобщей расслабленности, легкости общения и самовыражения, человек с интровертной психикой постепенно накапливает "критическую массу" желания присоединиться ко всеобщему веселью, и, в конце концов, происходит "разряд" - он решается, отпускает себя, после чего сложностей этот момент уже не вызывает. Это чем-то сходно с выполнением новой "фишки" - ты постоянно о ней думаешь, представляешь, как здорово было бы уметь это делать, пытаешься делать какие-то подготовительные упражнения и элементы, прокручиваешь в голове, как это будет выглядеть для тебя "изнутри", и, в один прекрасный момент осознаешь, что готов, - и просто берешь и делаешь то, о чем так мечтал, перешагнув через свой собственный страх, который, собственно, и мешал больше всего.
Если честно, то с теми, кто действительно совсем перестал заниматься (были, конечно, и такие, как и везде), мне общаться как-то не доводилось - я их просто больше не встречал. Однако, подавляющее большинство тех, кто начинал заниматься, а потом перестал, все равно время от времени появляются и поют стандартную песню о том, что нет времени/денег/возможности, а так очень хочется заниматься дальше. Я, откровенно говоря, не совсем понимаю подобные рассуждения - хочешь заниматься, так бери и занимайся, а не ищи себе оправданий, почему не можешь, но, как говорят французы, такова селява и, возможно, я чересчур требователен.
С капоэйристами из других городов общение, в основном, как и с тобой - через Инфернет, чтоб ему... процветать. Время от времени встречаемся вживую - на семинарах, в основном с москвичами, они к нам приезжают весной и осенью с семинарами. летом - на сборы. Когда были в Москве прошлой весной, там и ростовчане были, и украинцы, и еще откуда-то. Я вот в начале января в Питере был, там у Антона Эспигау одну тренировку отзанимался, уже месяц под впечатлением от этого пытаюсь тем, кто у меня занимается, что-нибудь воспроизвести из тех движений, что он давал.
Humo
Ты пишешь, что капоэйра открывает людей.
Интроверты сложны, согласна, и времени больше надо...
Некоторые интроверты слишком замкнуты в себе, и их попытки раскрыться только ухудшают это положение.
Некоторые, видя продвижение других людей в желаемом им самим направлении, замыкаются еще больше. Возможно - это скорее проблема на уровне психики, но все же, каковы возможности (варианты) раскрытия такого человека с помощью капоэйры? (или, как говорилось раньше, жоги, игры)
.
Очень многое в этом плане зависит от группы, в которой занимается человек. Если группа не пытается поддерживать контакт, то это "не есть хорошо"...
.....
Если, отзанимавшиеся когда-то, говорят, что хотят, но не получается по каким-либо причинам - это говорит о том, что, может это и не их занятие, но, по крайней мере, они уважают всех остальных занимающихся, и уважают саму капоэйру! Это большой плюс! Это намного приятнее, ежели были бы возражения против капоэйры как таковой!
.....
А как относятся москвичи, ростовчане и питерцы к вашей группе?
.
Если много впечатлений от Питера, значит техника отличается достаточно сильно? Или это скорее от руководителя зависит?
Muad Dib
Все же капоэйра - не панацея от всех маний и фобий, и, если человек, видя продвижение других в желаемом им самим направлении расценивает это не как стимул к удвоению/утроению/учетверению усилий, а замыкается в себе и уходит - ему уже необходима помощь специалиста соответствующего профиля. Скажем так: капоэйра создает максимально дружественную, благоприятную среду для раскрытия, выхода из скорлупы, но последнее усилие - пусть небольшое - все же должен сделать сам человек. Совсем без усилия ничего не дается, а то, что мы получаем, не приложив никаких усилий, не имеет для нас никакой ценности. Учитель может постоянно повторять ученикам "Пишите красиво, пишите красиво, пишите красиво", но действительно начать писать красиво могут лишь они сами, осознав, что это такое и приложив усилие со своей стороны. С интровертами действительно сложнее, они раскрываются дольше, с ними необходима более тонкая и осторожная работа, но капоэйра предоставляет возможность для такой работы, ибо ее основной принцип - никакого насилия, никакой жесткости, все должно происходить исключительно по самостоятельному и свободному волеизъявлению, без всякого принуждения. Человек раскрывается тогда, когда "дозревает". Бывает, конечно, что, образно выражаясь, цыпленок готов вылупиться, но слишком слаб, чтобы пробить скорлупу. В таком случае нужно немного помочь, но крайне осторожно, чтобы не напугать, не причинить вреда. Здесь главное - поймать нужный момент, но это уже сугубо индивидуально. Игра же явно стоит свеч, ибо эмоциональность интровертов более глубока и богата, нежели экстравертная, и из них в итоге получаются чрезвычайно увлеченные и преданные тому, чем они занимаются, люди. И все же, лечить маниакально-депрессивный психоз при помощи капоэйры я не возьмусь, как не возьмусь вправлять вывих - на то есть специалисты, знающие гораздо больше меня и способные действительно помочь, а не причинить еще больше вреда по незнанию.
Возражения против капоэйры как таковой обычно возникают у бойцов, перед которыми стоит чистая и светлая цель - стать самым сильным и крутым в подъезде\квартале\хуторе. Ну, я всегда честно предупреждаю заранее, что, прежде чем можно будет говорить о сколь-нибудь серьезном навыке ведения рукопашного поединка, необходимо прозаниматься года три, регулярно и с полной самоотдачей. Это касается не только капоэйры, но и любого серьезного боевого искусства, действительно достойного называться искусством. Авторы же всех этих "кратких курсов искусства ниндзя", столь пышным цветом расцветших в постсоветском обществе, обещающие сделать из своих занимающихся непобедимые боевые машины за полгода, мягко выражаясь, не совсем откровенны. Да нет, можно, конечно, в течение полугода тягать штангу, в промежутках между подходами избивая ни в чем не повинный мешок с опилками - бешено эффективно для превращения в супербизона, но - неужели за этим Господь наградил тебя разумом, человече? Вообще, любое боевое искусство - это воспитание духа, работа со своим сознанием, психикой. Тело здесь - лишь функция, передаточное звено, через которое происходит укрепление и закаливание духа. Работать с ним напрямую весьма проблематично, вот и приходится бедному телу за него отдуваться:))
Относятся к нашей группе только москвичи - мы, по сути дела, их филиал, они к нам на семинары приезжают раз в полгода, весной и осенью, ну и еще летом на сборы. Хорошо относятся, Руслан Теймозу, который у нас семинары проводит, нас неоднократно хвалил за сплоченность и наличие коллективного духа. Ростовчане и питерцы о нас знают, но относятся нейтрально-доброжелательно, что-то вроде "хорошо, что эти чуваки есть и занимаются тем же, чем и мы".
Техника питерской группы и их руководителя Антона Эспигау действительно несколько отличается от нашей, можно отметить несколько иную двигательную матрицу. Если мы в качестве основной траектории всех движений используем чистый круг, то Антон в основном в качестве такой траектории использует что-то вроде восьмерки, т.е. вращение одновремено в двух плоскостях или перенаправление импульса по разнонаправленным векторам. Это трудно объяснить на словах, это нужно видеть. Но дело не столько в различии техники, сколько в самом Эспигау. Я в полнейшем восторге от его капоэйры, его рисунка игры. Нечто подобное я наблюдал только у бразильцев. Высокий, с массивным костяком, он выглядит легким и воздушным. Он скользит и течет, его движения невозможно предугадать, и каждое последующее совершенно органично вытекает из предыдущего. Играя с ним, постоянно ощущаещь на себе его контроль - он не бьет, но моего опыта в боевых искусствах достаточно, чтобы понять, ЧТО он мог бы сделать в данной конкретной ситуации, находись мы в состоянии реального силового столкновения. Эспигау был моим "крестным отцом" на батизаду, и я никогда не забуду то великолепное тезору (бросок "ножницами", обхватом ногами поперек корпуса), которым он поверг меня наземь.
Humo
Мне показалось, что в первой половине поста есть некоторые нотки сожаления... так ли?
кстати о закаливании духа! Капоэйра это чисто физическое? Есть ли какие-то духовные вопросы в ней?
.
Почему вы занимаетесь именно по линии Рустала Теумозу? Можно ли заниматься у других?
.
Ты ведешь занятия в группе?
Muad Dib
Да нет, вроде как сожалеть мне не о чем. Разве только о тех, кто напрочь забывает или не желает понимать, зачем он НА САМОМ ДЕЛЕ занимется боевым искусством. Но это уже их собственный выбор, который за них никто не сделает. Что же касается чисто физического, так его, по-моему, вообще не бывает, даже в прыжках в длину. Исходя из запросов чисто физического, сиди дома и ни в коем случае не напрягайся без самой крайней необходимости. Если же что-то заставило тебя пойти в зал и начать делать нечто, в чем нет прямой необходимости, преодолевая свою лень, нежелание, через усталость, пот и боль, следовательно, в тебе уже говорит начало, отличное от чисто физического. Я уже говорил, что из капоэйры не получится фитнесса, она - нераздельное единство, в котором слиты движения тела, музыкальные ритмы, пение, традиции и ритуалы. Отними любую из этих частей, и в оставшемся уже не будет капоэйры, не будет аше - того самого состояния гармонии со всем миром и с самим собой, которое, по сути, и является целью занятий этим боевым искусством.
Так сложилось исторически, что капоэйра в Краснодаре изначально развивается под эгидой клуба ИНБИ, а Руслан - руководитель московской группы капоэйры этого клуба, поэтому он поддерживает развитие данной линии в Краснодаре. И неплохо, надо заметить, поддерживает. Тем не менее, специфика капоэйры такова, что в ней нет жестких рамок, однозначно очерчивающих программу занятий. Поэтому вполне реально брать лучшее из того, что видишь у различных инструкторов, будь это Руслан, Антон или кто-то еще, и объединять в одну программу. Главное, чтобы при этом капоэйра оставалась капоэйрой.
Я вообще-то веду только одно занятие, а кроме меня занятия ведет Сергей, у которого я сам в свое время начинал заниматься капоэйрой. У него своя специфика преподавания и техники, но мы все - одна и та же группа.
Humo
Ритмы, музыка... Нашла некоторую еще информацию о капоэйре, там написано было, что музыкальный инструмент струнный появился только в прошлом(20-м) веке, какой тогда была капоэйра до этого? Получается, что тогда не было ни ритма, ни пения?
.
А аше? это что? чувство, на чем основано? в чем проявляется??
Если раньше капоэйра использовалась для самообороны, откуда там "гармония со всем миром"?
.
Что это за клуб? Как Капоэйра появилась в России, Питере, Москве?
.
Ты пишешь, "главное, чтобы капоэйра оставалась капоэйрой". В каком смысле? Если есть разные "стили", техники, значит это уже другая капоэйра?
Muad Dib
Действительно, беримбау занял главенствующую позицию среди капоэйристских инструментов сравнительно недавно. До этого же главным был атабаке - большой африканский барабан. Так что ритм и пение были и до беримбау - не стоит все же забывать, что капоэйра рождалась в среде рабов, большинство из которых были африканцами, а уж эта публика без пения и ритма себе вообще жизнь не мыслила (да и сейчас, по-моему, не мыслит).
Аше... О нем можно долго говорить, да только словами чувство не выразить, не передать, правда? Как объяснить, почему, проснувшись утром, в один из дней, так похожих на все остальные, ты вдруг понимаешь, что скоро, может быть, сегодня, может, завтра или послезавтра, но скоро, с тобой обязательно произойдет что-то хорошее, светлое, радостное? Да нет, кажется оно уже произошло, и теперь нужно только понять, что же это, что изменилось в тебе или вокруг тебя. А можно и не понимать, а просто принять как есть - все равно оно уже здесь, и этого не отнять. Аше... Это ощущение радости, полноты бытия, ощущение того, что ты не один, и вокруг тебя те, кто разделяет твои чувства и устремления, и им не надо объяснять - они и так все понимают. Это ощущение, что перед тобой не противник, а партнер, и вы вместе делаете одно дело, плетете кружево игры, и без его стежков и петель твое кружево расползется, как и его - без твоих. В конце концов, ты ощущаешь его, как самого себя, становишься им. Вот тебе и "гармония со всем миром". А как она увязывается с самообороной - тут я обращусь к айкибудо, к его неотъемлемой части - фехтованию. В дзэне есть следующее изречение, касающееся Пути Меча: "Меч убивающий и меч, дарящий жизнь - это один и тот же меч". Добавлю еще слова Уэсиба Морихеи: "Работая с мечом, ты должен работать так, как будто ты работаешь с голыми руками; работая с голыми руками, работай так, как будто у тебя в руках меч". Если ты находишься в состоянии "Аше" или "Айки", то твой оппонент, которого ты воспринимаешь как партнера, как самого себя, сражается, по сути дела, тоже с самим собой, причиняя себе тот самый вред, который желал бы принести тебе. Образно говоря, если меч в его руках - это убивающий меч, то он поразит сам себя. Он сам вносит дисбаланс и дисгармонию в ваше взаимодействие, сам же от этого и страдает.
Что такое клуб ИНБИ, я только могу поделиться информацией, почерпнутой из книжки за авторством Руслана Теймозу и Антонио Лазару. Так вот, в 1995 году несколько инструкторов клуба путешествовали по Бразилии. Какого нелегкого их туда понесло, уже не помню, по каким-то клубным делам. Ну, и случайно им довелось увидеть капоэйру (крайне редкое и маловероятное событие для Бразилии - примерно как дождь для Лондона или его длительное отсутствие для Сахары) и познакомиться с несколькими мастерами, которых они пригласили в Россию. Тогда же, в 95-ом, состоялся и первый семинар, на котором прошли батизаду (посвящение) трое - Руслан (по школе мастера Вагиньу), Ян (по школе мастера Баххао) и Антон (по школе мастера Бандейра). Руслан и Ян преподают теперь в Москве (Руслан в ИНБИ, Ян - в федерации "АшеКапоэйра"), а Антон - в Питере.
Разные стили есть в любых разновидностях боевых искусств. Но стилевое разнообразие, тем не менее, все равно ограничивается некими рамками, которые в наиболее общем виде обрисовывают специфику данного боевого искусства. Можно придумать сотню вариаций на тему какого-нибудь суставного броска, и все равно это будет айкидо или джиу-джитсу (дзю-дзюцу, если точнее). Отказ от суставных бросков ведет к отказу от концепции айкидо. То же и с капоэйрой. Другая капоэйра - все равно капоэйра. Делать джингу широко и размашисто или узко и компактно - все равно это джинга. Скользить над самой землей, перетекая из одного движения в другое, или приземляться только для того, чтобы снова оттолкнуться для очередного высокого прыжкового удара или ухода от такого удара - до тех пор, пока твое движение беспрерывно, импульс не угасает, а переходит через вращение во все новые и новые комбинации, пока ты уворачиваешься от ударов, а не жестко их блокируешь (за исключением САМЫХ крайних случаев), - это капоэйра.
Humo
И все же по поводу гармонии в мире. Если они (рабы) придумывали капоэйру между собой, то применяли ее уже на деле, отбиваясь не от капоэйриста, а от человека минимум в ножем в руках и на лошади. Для них же это был шанс выжить. Разве была тогда мысль о том, чтобы играть?
Muad Dib
Здесь мне вновь придется сделать некоторое отступление и призвать на помощь айкидо. Так вот, когда шкаф с антресолями (80 с лишним кило для японца, если он не сумоист - это чертовски много) по имени Уэсиба Морихеи наносил людям телесные повреждения различной степени тяжести в своем зале с романтическим неофициальным названием "Дьявольское додзе", преподавая искусство под названием, как ни странно, айкибудо, сооруженное им самостоятельно из частей всевозможных школ самурайского дзюцу, изучаемых им ранее, пожалуй, ни о какой вселенской гармонии он не думал. Но изначальный потенциал этой гармонии все же был имманентно присущ (пардон за философскую феню) тому, что он делал. Все вышеупомянутые школы, а особенно система-родоначальница вообще любого -кидо, а именно Дайто-рю Айкидзюцу, настоятельно рекомендовали использовать атакующее движение противника в целях его же приведения в негодность. Do you still follow me? Так вот, для того, чтобы эффективно это движение использовать, ты должен взаимодействовать с атакующим ГАРМОНИЧНО, то есть не бросаться на него, аки пардус, еще до того, как он начал атаковать, и не пытаться влезть в его движение, когда оно уже заканчивается и пора переходить к следующему. Не раньше и не позже, а ВОВРЕМЯ. Ты должен понимать(чувствовать, видеть - не знаю, как это описать словами) его ритм движения, и работать в этом ритме, иначе ничего не выйдет - проверено на собственной шкуре. Итак, корни гармонии вроде как нашли. Ну так вот, по всей видимости, мощным разрядом этого накопившегося за десятилетия гармонического потенциала и дерябнуло медитирующего под ледяным водопадом, не тянущего и на полцентнера, укушенного в Маньчжурии энцефалитным клещом и еле унесшего ноги от русских дедушку Уэсибу. После чего миру было явлено волшебное искусство Айкидо в его современном виде. Хватит кости ломать, решил О-сенсей, пора и о вечном подумать. Что самое интересное, легкий как перышко, маленький и воздушный - в чем душа держится? - Уэсиба ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, без всяких поддавков метал и расшвыривал во все стороны весящих вдвое по отношению к нему амбалов, ибо он действительно постиг эту гармонию в ее полноте, это была его вершина, к которой он шел, ковылял, полз всю свою жизнь, через пот, боль, свои и чужие вывихи, растяжения и переломы всего, чего только можно и нельзя. Это был тот потенциал, который всегда присутствовал в самурайских дзюцу, но оставался незамеченным, невостребованным, заслоненный сугубо прикладным аспектом. Но времена изменились, и глупо было этого не замечать. Самым прикладным аспектом боевого искусства уже тогда было умение быстро достать пистолет и произвести несколько точных выстрелов. Главенствующая роль искусства ведения рукопашной схватки, как имеющего первостепенное значение для выживания в условиях боевых действий, безвозвратно ушла в прошлое. Но в разрабатываемом веками искусстве ведения поединка - ИСКУССТВЕ! - как оказалось, было не только это, но и масса иных аспектов, которые и заняли главенствующую позицию. Изменилась окружающая действительность - изменились и приоритеты, сместились акценты. Искусство рукопашного боя выжило благодаря своей гибкости, и на первый план вышла идея искусства как способа самосовершенствования, способа достижения гармонии с миром и самим собой.
А теперь все же попытаюсь вернуться к капоэйре. Так вот, капоэйра в ее современном виде есть произведение Мануэля Мачаду, более известного, как местре Бимба. Какой она была до него? Отвечу честно: да Бог его знает. Это было боевое искусство городского отребья, подонков общества, бандитов и беспредельщиков, для которых человеческая жизнь не стоила тех поношенных штанов, которые были на обладателе этой жизни. Искусство уничтожения себе подобных, жестокое и грязное - и запрещенное законом. Естественно, формировавшим его неграм было не до игр, и они использовали капоэйру, в первую очередь, в прикладных целях. Но... Есть одно маленькое но. Тренироваться-то надо? Просто так ведь, от теории, мастером не станешь. А тут две альтернативы: либо "не позволите ли вам, белый господин, немножко кости поломать, потренироваться" или же ломать их друг другу. Так ведь партнеров по тренировкам не напасешься. Вот и приходится, друг дружку сберегаючи, тренировку проводить в виде игры. Такая игра, или поединок не в полный контакт, существует в любом боевом искусстве, но в капоэйре игровой момент пришлось развивать особо тщательно, в целях маскировки, а то вот счастье-то для белых хозяев - негры на пустырьке драться учатся. Живо разгонят. А так вроде собрались черные, танцуют там чего-то свое ритуальное, ну и нехай их - потанцуют и успокоятся, глядишь, дурь всякая в голову не полезет. Итак, что мы имеем? А имеем мы мощный гармонически-игровой потенциал, покамест уступающий первую скрипку прикладному аспекту. А дальше? А дальше мы, оставив без внимания все, что было в промежутке, ибо в течение его ничего кардинально не менялось, благополучно вползаем в середину ХХ века, и видим, что, по сути дела, местре Бимба является для современной капоэйры тем же, кем является Уэсиба Морихеи для современного Айкидо. Ситуация изменилась, 50-е годы на дворе, Commando Vermelho, распространение организованной преступности и огнестрельного оружия в той среде, для которой до того главным оружием была капоэйра. И великий местре Бимба сумел найти, увидеть в ней то, что дало вторую, новую жизнь этому искусству, а именно его игровой аспект. Недаром история капоэйры делится на два глобальных этапа - то, что было до Бимбы, и то, что стало после него. И дело здесь не столько в том, что он добился ее легализации, а в том, что он действительно сформировал ее новый облик, тот, который известен нам. "У раба обычно были связаны за спиной руки, поэтому он зачастую опирался на них и наносил удары ногами из этого положения. Раб не мог использовать руки, поэтому наносил высокие удары в прыжках или лежа на земле и опираясь на связанные руки". Ага. Не помню уже, где я эту мульку читал, но повеселился от души. Богатая фантазия у человека, их написавшего, но интересно - пробовал ли он сам драться со связанными за спиной руками? Я пробовал - не поверишь, до чего кисло. Желание одно - равновесие удержать и дистанцию, а от одной только мысли упасть и "опереться" на связанные за спиной руки мурашки по хребту. Отмахиваешься ногами, как журавль, стараясь сильно высоко их не задирать. Так что капоэйристская акробатика, так украшающая игру - явно от Бимбы.
Что еще можно добавить ко всему вышесказанному? Не стоит думать, что можно взять какой-то один аспект боевого искусства и фиксироваться на нем, забыв обо всем остальном - ничего хорошего из этой затеи не выйдет. Игра, гармоничное взаимодействие, самосовершенствование - бесспорно, более высокая цель, нежели "а кроме мордобития - никаких чудес", но думать, что в ее достижении можно забыть про прикладной, боевой аспект, элементарную физуху - глубокое заблуждение. Пять лет по пять раз в неделю по два часа на татами, и так, чтоб кимоно мокрое - там, глядишь, и об айки потихоньку можно начать задумываться. Гармоничное взаимодействие - это вершина, к ней лезть нужно, пыхтя, сопя и чертыхаясь (не вслух, желательно), сама по себе она ниоткуда не возьмется. Но и забывать о ней все же не стоит, иначе развития никакого, циклиться на физухе, отказываясь от "всякой мистики", выделять сугубо прикладной аспект - примерно то же самое, что тщательно изучать тактику боя на коне с шашкой в условиях современной войны.
Того, что я здесь наваял про современную капоэйру, ни в одном источнике нет, это сугубо мои личные размышления, основанные на тех осколках информации, которую можно найти в оных источниках, с трудом выкопанных из груд лапши, а также на наличии некоторого опыта в занятиях боевыми искусствами, в том числе и с ярко выраженным прикладным аспектом. Возможно (и даже скорее всего) меня ждет анафема со стороны тех, кто находит корни капоэйры в тайном искусстве запорожских казаков и прочих исследователей с богатой фантазией - но, это, в общем-то, их право, так же как мое право - говорить о том, в чем у меня есть какой-никакой личный опыт.
|
l
dp
все
kak
foto
inbi
mate
Dr. Jazz
kapoeira
ямка
гостям
|